среда, 22 мая 2013 г.

Минфин может добавить денег судам


Судейские чиновники из-за низких зарплат или быстро уходят, или работают плохо, или становятся проводниками коррупции, рассказал сегодня членам Совета судей председатель Высшего арбитражного суда. Поэтому на случай, если Минфин действительно увеличит финансирование судебной системы, необходимо, по его мнению, ограничить права глав судов распоряжаться этими деньгами — чтобы они доходили до аппарата. Предложил Антон Иванов и меру, которая позволит судам уберечься от последствий повышения минимального возраста для занятия судейской должности.
Выступление главы Верховного суда РФ Вячеслава Лебедева на сегодняшнем заседании Совета судей, впервые собравшегося в новом составе, с утра перенеслось на послеобеденное время, а потому рабочий день открыл председатель ВАС РФ Антон Иванов. Первая тема, которой он коснулся, практически никогда не вызывает расхождений между двумя высшими инстанциями — оплата труда в судах. Тема зарплат судей после их повышения в начале этого года потеряла актуальность, но того же самого о вознаграждении сотрудников аппаратов судов сказать нельзя.
Проблема стоит очень остро, особенно в крупных городах, сказал Иванов. Текучесть кадров в Арбитражном суде города Москвы составляет, по его данным, 90% в год, и это еще не самая большая беда. Низкая оплата труда приводит к тому, что сотрудники аппарата не дорожат своей работой и все чаще совершат дисциплинарные проступки. Они могут потерять документы и даже умышленно подтасовать систему автоматического распределения дел, чтобы дело попало к "нужному судье", привел пример председатель ВАС.
"Мы постоянно обращаемся к президенту и правительству по [этому] вопросу, а воз и ныне там", — удрученно констатировал Иванов. Правда, была у него и хорошая новость. Минфин, по словам главы ВАС, пообещал пополнить фонды оплаты труда судов без увеличения размера окладов сотрудников аппарата. Комментарии в министерстве к моменту публикации этого материала "Право.Ru" получить не удалось.
Впрочем, такой подход породит и новые проблемы. Если обещание будет выполнено, то сложно будет проконтролировать, чтобы деньги пошли именно сотрудникам аппарата, боится Иванов: есть негативный опыт. Председатели судов, по словам главы ВАС, и сейчас не всегда справедливо подходят к распределению "экономии" фонда оплаты труда. "Мы даже вели с некоторыми соответствующие беседы", — сказал Иванов. Он признает, что с одной стороны, неправильно делить дополнительные суммы между всеми поровну, но и вводить привилегированные категории работников тоже неверно. Поэтому глава ВАС предложил Совету судей разработать типовое положение о распределении сэкономленных средств.

Правовой ликбез вместо платной медиации

Вторая тема, затронутая Ивановым, также постоянно возникает в разговорах судей — это все возрастающая нагрузка. В арбитражных судах, по данным председателя ВАС, она за прошлый год увеличилась на 21%, но все меры, которые предлагает Высший арбитражный суд, исполнительная власть отвергает. Например, финансовое ведомство все время высказывается против повышения пошлины по отдельным категориям дел, мотивируя это заботой о доступности правосудия. "Очевидно, Минфин у нас отвечает за доступность правосудия, хотя мне казалось, что должен отвечать за пополнение бюджета", — иронизировал Иванов.
В штыки воспринимается и оформленная в виде законопроекта идея ВАС о судебной медиации. "Почему-то в правительстве полагают, что наши сотрудники аппарата не могут давать [сторонам] разъяснения о практике рассмотрения судами аналогичных дел, — недоумевал Иванов. — Но элементарный правовой ликбез позволил бы достичь гораздо большего, чем платная частная медиация". Последняя, как считает глава ВАС, доступна и интересна только коммерсантам, участвующим в крупных спорах: "Если бы у граждан были подобные деньги, они обратились бы к профессиональным адвокатам, а не к медиаторам", — думает Иванов.
Предложил он Совету судей подумать над тем, как застраховать судебную систему от риска дефицита кадров в том случае, если минимальный возраст для занятия судейской должности будет увеличен на 5 лет. "Правда, я не уверен, что это стоит делать, но разговоры об этом сейчас ведутся", — сказал Иванов.
Проблема действительно может возникнуть, так как в случае повышения возрастной планки помощники судей, из которых чаще всего рекрутируется пополнение судейского корпуса, реже будут "досиживать" на аппаратных должностях до судейских. Поэтому Иванов предложил изменить законодательство так, чтобы в стаж работы судьи включались и периоды, когда он трудился юрисконсультом на госпредприятиях и в коммерческих организациях. Впрочем, эта мера, по его мнению, может иметь и общий положительный эффект для судебной корпорации. "Если мы имеем судейский корпус из юристов широкого круга, то необходимо настроить и правило о стаже", — заявил Иванов.

Открытость правосудия vs Защита персональных данных

"Я тут хотел изучить практику судов общей юрисдикции по вопросам аренды, — рассказал также о своем собственном опыте Иванов. — Открыл один акт, а там неизвестно кто судится неизвестно с кем, неизвестно по какому имуществу и договору. Такой акт не имеет смысла не только для сторон, но и с точки зрения изучения судебной практики, ведь даже не ясно, о движимом или недвижимом имуществе идет речь".
Поэтому, по мнению Иванова, из публикуемых в интернете судебных актов судов общей юрисдикции надо вымарывать только паспортные данные и адреса сторон, а также данные участников по отдельным категориям дел — связанных с усыновлением и по преступлениям против личности. "Открытость правосудия приоритетнее защиты персональных данных, — уверен Иванов.